Об этом небольшом полотне Россетти говорил, что он желал бы изобразить богатую даму, которая, возможно, предназначает картину в дар какой-нибудь церкви, и хочет, чтобы фигура святой была срисована с нее. Действие происходит в людной мастерской художника.
Дама, позирующая для Святой Екатерины, списана с Элизабет Сиддал: она одета в желто-черное платье, украшенное декоративной алой вышивкой. Одну руку девушка кладет на колесо с шипами – средневековое орудие пытки и главный атрибут святой Екатерины, – а в другой руке держит пальмовую ветвь, символ мученичества.
На заднем плане Россетти поместил группу учеников, рассматривающих эскиз изображения святого Себастьяна: сюжет будущего полотна угадывается по стрелам, пронзающим тело мученика. Картина “Святая Екатерина” была заказана Рескином, хотя позже критик назвал ее “несуразицей” и отказался от покупки.