Светоч мира [1856] В 1850-х годах в Европе все еще продолжалось противостояние сторонников старого академического искусства, считавших этот проверенный путь единственно возможным, и тех, кто не просто мечтал о новом искусстве, но не боялся творить по-новому. Среди таких “мечтателей” были молодые художники-символисты, назвавшие себя “Братством прерафаэлитов”. Несмотря на критику, которую обрушивали на них “академики”, непонимание и обвинения, прерафаэлиты продолжали выставлять картины, наполненные глубокой символикой, которая прежде всего была обращена к душе человека.
Вот что писал о них историк искусства Рихард Мутер: “Прерафаэлиты были первыми в Европе, кто восстал против традиций, проник в природу формы и цвета, проявил свой личный взгляд на природу. Они – первые поборники свободы в современном искусстве”. В 1856 году на Выставке британского искусства в США художник-прерафаэлит Уильям Холман Хант представил свою картину “Светоч мира”. Картина не соответствовала общепринятым стандартам, ее цвета были чересчур яркими, сюжет неканоническим – однако она сразу произвела впечатление и стала одной из самых любимых у зрителей.
Правда, мало кто осмелился тогда признаться в этом… Сюжет картины довольно прост. Глубокой ночью, когда все спят, Иисус со светильником в руке идет по миру и стучится в двери домов. Яркий свет светильника подчеркивает мрак и темноту окружающей ночи. “Се стою у двери и стучу.
Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерить с ним, и он со Мною” – Хант специально пишет на раме эти слова из Откровения Иоанна Богослова, чтобы каждый сумел “услышать” смысл его работы.
Позже художнику пришлось сделать увеличенную копию картины для собора Святого Петра в Лондоне, а еще позже изображение Христа со светильником в руке, напечатанное на открытках и постерах, появилось повсюду… Особое значение Хант вложил в светильник в руках Иисуса. Художник очень долго искал нужную форму, размеры, делал несколько макетов, экспериментировал на открытом воздухе при разном освещении и в конце концов нашел то, что нужно.
Если приглядеться, то отверстия светильника разные, и каждое из них символически представляет одну из мировых религий. Отверстия разные – но их объединяет один Свет. Точно так же как множество религий и молитв, произносимых на разных языках, объединяет одно чувство Веры, одна связь – с Небом.
Неслучайно именно с этим Светом Иисус приходит к людям. В письме к своему другу Уильяму Беллу Скотту Хант писал: “Я был побужден к созданию этой картины некой божественной волей”. Наверное, не стоит задаваться вопросом, почему эту работу полюбили тысячи людей разного возраста, разных взглядов на жизнь.
Некоторые восприняли ее просто как хорошо и грамотно написанное полотно с правильным расположением света и тени. Но для большинства она стала своим светочем в ночи, символом надежды на то, что, когда наступают темные времена, всегда есть те, кто продолжают нести свет веры и не устают стучать в двери спящих.