Картина Ван Дейка “Св. Мартин и нищие” доныне висит над главным алтарем церкви в Завентеме, для которой была заказана владельцем местного замка.
Согласно давней традиции это полотно, равно как написанное для этой же церкви и погибшее “Св. семейство”, было создано в те немногие месяцы 1621 г., которые Ван Дейк провел во Фландрии между возвращением из Англии и отъездом в Италию. Здесь тоже отчетливо заметно влияние Рубенса, причем не только в общей схеме, но и в отдельных фигурах, например, в мускулистых нищих. Композиция гораздо более удачна, нежели в “Несении креста”: Ван Дейк не поддался соблазну перегрузить картину фигурами. Особенно изящна линия, образуемая св.
Мартином и его скакуном.
Положение коня и поза всадника заимствованы Ван Дейком у одной из фигур с гравюры на дереве Доменико делле Греке по рисунку Тициана “Переход через Черное море”. Ван Дейк вполне мог видеть оттиск с этой гравюры в собрании Рубенса. Рисунок этого участка большой многолистовой гравюры он сделал в своем итальянском альбоме, из чего с большей вероятностью следует, что альбом начат был еще в Антверпене до отъезда на Юг.
Художник написал и второй вариант “Св. Мартина” . Неоднократное повторение наиболее важных работ – характерная черта творчества Ван Дейка в эти годы и красноречивое подтверждение огромного спроса на его полотна. К некоторым сюжетам он, словно одержимый ими, возвращался особенно часто.