Городские московские пейзажи Алексея Саврасова вместе с созданными им изображениями ближних окрестностей родного города представляют собой уникальную страницу отечественного художественного “москвоведения”. В отличие от произведений большинства других живописцев, они несут в себе поэтическое чувство связи архитектуры древней столицы и природы.
В некоторых из этих работ, продолжая традиции Карла Рабуса, учителя ряда замечательных пейзажистов, Саврасов изображает Москву в ночное время, когда прекращается дневная суета, когда “звезда с звездою говорит” и созерцание старинных храмов вызывает особенно острое ощущение глубины веков, мысли о вечном.
К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина “Сухарева башня”, написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. В связи с юбилейными торжествами проводился конкурс, в котором должны были принять участие московские художники. Алексей Кондратьевич Саврасов задумал написать для этого конкурса картину. Проезжая почти каждодневно вблизи Сухаревской башни, он все больше и больше склонялся к мысли, что хорошо бы изобразить это готическое остроконечное здание, столь дерзко возвышающееся над небольшими каменными и деревянными домами.
Эта идея казалась ему удачной: ведь башня непосредственно связана с памятью о Петре. Это оригинальное сооружение было построено по указу Петра Первого в честь командира единственно оставшегося ему верным стрелецкого полка Лаврентия Сухарева. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной.
Запечатлев красно-белую башню на фоне розоватого предвечернего неба со стаями птиц, летящих на ночлег над заснеженными крышами домов и покрытыми инеем деревьями, художник сумел передать ее гармоническую связь с природой и в то же время гордый порыв ввысь.