Изображенная на картине книга – перевод трагедии Софокла Электра, на голландский язык, выполненный знаменитым поэтом Йостом ван ден Вонделом в 1639 году; трагедия шла на сцене в Амстердаме.
Ванитас
Работа Стрека, как и другие работы “Ванитас” содержит множество скрытых отсылок, а так же, достаточно схожий с прочими картинами аллегорический замысел, связанный с бренностью богатства, безысходности и тленности жизни, которые были популярны как в литературе, так и в живописи в 17 веке. Например, слава, должности и успешность заложена в богатый шлем. К живописи отсылает рисунок под черепом. Скоротечность жизни и смерть иллюстрирует череп. Так же популярным атрибутом “суеты” являются перья, которые занимают большую часть композиции.
Многие голландские живописцы вкладывали унаследованную от античности мысль о бессмертии искусства; ссылку на античность и на весь круг идей, с этим связанных, можно усмотреть в данном случае в том, что Стрек изображает именно перевод софокловой Электры. Однако в целом в работе Стрека преобладает иное умонастроение. Потрепанные страницы книги и загнутые края рисунка намекают на начавшуюся порчу.
Трактование
Главным ключом толкования картины остается череп с обвившимся вокруг него колосом – символом вечной жизни души во Христе. В качестве символа надежды мотив колоса, обвивающего череп, фигурировал в натюрмортах многих голландских живописцев, а также в книгах эмблем. Стрек написал еще несколько натюрмортов, где фигурируют и другие атрибуты “суеты сует”. Картина, близкая по теме и набору предметов, находится в Городской галерее искусств Йорка. Другой натюрморт, также с античным бюстом, шлемом, увенчанным перьями, и изданием трагедии Хоофта – в Государственном музее Мейденслот, Мейден.
Аналогичный шлем с перьями изображен на датированном 1670 годом посмертном портрете адмирала Стелингверфа работы Лодевейка ван дер Хелста в Рейксмузеуме, Амстердам; этот портрет Э. де Йонг привлекает в качестве опорного пункта для датировки картины в галерее Йорка. Составители каталога выставки во Франкфурте датируют и московский натюрморт временем около 1670 года, в чем можно с ними согласиться.