Другим потрясением, ожидавшим Тернера в путешествии, оказалась голландская живопись XVII века – британский пейзажист неожиданно обнаружил талантливых предшественников. Под влиянием “малых голландцев” Тернер начинает уделять все большее внимание сиюминутному состоянию природы; на смену яркому тревожному освещению в духе Райта приходит мягкий рассеянный свет Новая манера нашла свое воплощение в серии пейзажей, созданных во время многочисленных поездок художника по Британии; мягкие тональные вариации и нежные переливы знаменитых английских туманов становятся основным объектом интересов мастера.
Чтобы подчеркнуть игру валеров, Тернер впервые отказался от традиционного грунта каштанового или золотистого цвета и использовал белый грунт, напоминавший основу для акварели, который позволил тонам звучать более ярко и в то же время дал возможность значительно высветлить палитру. По меткому замечанию одного из критиков, его работы, выставленные в Академии в 1819 году, почти ослепляли зрителей. И сегодня полотна Тернера выглядят поразительно яркими и насыщенными светом рядом с произведениями его современников.
Подобный эффект получил широкое распространение лишь в конце XIX столетия – начиная с французских импрессионистов живописцы использовали для работы исключительно белый грунт. В этот же период Тернер начал систематизировать свое графическое наследие. Серия офортов и меццотинто с видами Британии, опубликованная в 1814 году, оказала огромное влияние на развитие техники гравюры в Британии – нанесение на доску тончайших светотеневых градаций требовало от гравера высокого профессионального мастерства.
В августе 1819 – феврале 1820 Уильям Тернер совершил путешествие по Италии, оказавшись одним из первых в огромном потоке художников, писателей, студентов и праздных туристов, стремившихся полюбоваться игрой волн в венецианских каналах, роскошной зеленью римских вилл и магическим светом неаполитанских закатов. Посетив Рим, Венецию, Флоренцию и Неаполь, он перевернул представление своих современников об этой стране, оценив не наследие античной культуры, а специфический свет и мягкие переливы красок средиземноморской природы.
В итальянских полотнах Тернера 1820-х годов чувствуется влияние континентального академизма, а гигантские размеры картин и нередко появляющиеся в композиции мифологические персонажи напоминают о том, что их автор так и не расстался с идеей увековечить себя в “высоком жанре”. Акварели, созданные в этот период, носят совсем иной характер: в то время как традиционная белая основа перекочевала в живописные произведения Тернера, здесь он все чаще использует тонированную голубую бумагу. В палитре худож ника начинают доминировать желтые, оранжевые и красноватые оттенки.
Цветовая гамма, основанная на сочетании голубых, желтых и красных тонов, легла в основу колористической схемы поздних работ мастера, которую он начинает использовать и в живописных произведениях. Благодаря изобретению нового желтого пигмента на химической основе, Тернеру удается перенести эффект яркого солнечного освещения в картины, написанные маслом.