Для Винсента Ван Гога Поль Гоген был не просто коллегой-художником, а близким другом, на сотрудничество с которым он возлагал большие надежды. Однако, вскоре после приезда Гогена в Арль в ноябре 1888 года, между друзьями-художниками вспыхнула бурная ссора, и их общение прекратилось. Гоген уехал из гостеприимного “Желтого дома” Ван Гога, оставив после себя лишь пустой стул.
Опустевший стул в центре комнаты. Отсутствие человека, когда-то его занимавшего. Горечь утраты близкого друга и крах мечтаний, с ним связанных. В подобной атмосфере Ван Гогом было создано полотно “Стул Гогена”. Чуть позже было написано дополнение – картина “Стул Винсента Ван Гога с трубкой”.
Работы стали прообразами двух художников, отразив непохожесть их характера, взглядов на жизнь и искусство, разные дороги судеб.
Стул – главный персонаж, занимающий все пространство картины. Сделанный руками искусного мастера, с книгами и свечой на сиденье, он своим видом олицетворяет честолюбие Гогена и его богатые знания. Основные цвета картины – красный и зеленый – выбраны Ван Гогом не случайно. Точнее и глубже, чем другие тона, они смогли передать утраченные иллюзии и тьму, в которую погрузился художник с уходом Гогена. В тандеме двух контрастных по настроению работ, картина “Стул Гогена” выглядит более мрачной, и проблесков света художник в ней, как и в своей жизненной ситуации, не видит.
Неживой по своей природе предмет интерьера символизирует нечто живое, но ушедшее.
Это след человека, оставленный им в материальном мире, место, где этого человека больше нет и, возможно, никогда не будет.