В начале октября 1903 года Серов уехал на сеанс в Архангельское, где писал портрет Ф. Ф. Юсупова. Проезжая по Мясницкой, он почувствовал такие жестокие боли в желудке, что решил заехать в Училище живописи и ваяния к кому-нибудь из друзей, но подняться по лестнице не был в силах и упал без сознания. Его перенесли в квартиру директора училища князя А. Е. Львова, где он пролежал полтора месяца.
Консультацией врачей было установлено наличие опасной язвы в желудке и признано необходимым подвергнуть больного серьезной операции. В середине ноября его перевезли в лечебницу князя Чегодаева в Трубниковском переулке, где и была произведена операция. Серов оставался здесь почти всю зиму и был привезен домой только в конце января 1904 года.
Болезнь долго давала себя знать: Серову были запрещены резкие движения, всякие игры на воздухе и рекомендована осторожность в выборе еды. Сначала он следовал этим советам, но вскоре о них забыл, и есть основания предполагать, что сердечные припадки, из которых последний стоил ему жизни, были в некоторой связи с роковой операцией, произведенной восемью годами раньше.
Серову очень хотелось уехать в Домотканово, и в начале февраля 1904 года врачи разрешили ему отъезд туда. Здесь он в начале марта написал снова одно из своих выдающихся произведений из деревенской жизни – пастель “Стригуны на водопое”. Из желоба возле сарая пьют воду три молодые лошади того возраста, когда они уже не жеребята, но еще и не взрослые лошади.
Их деревенское наименование – “стригуны”.
Двое из них уткнулись мордами в желоб, третий, насторожившись от донесшегося издали звука, обернул голову в его сторону и ржет. Неуклюжие повадки и движения стригунов переданы с бесподобным совершенством. Хорошо композиционное построение, и прекрасно выражено общее цветовое состояние, силуэты лошадей, исхоженный снег и тоскливое мартовское вечернее небо с вырисовывающимся на его фоне силуэтом уходящей вдаль женщины.
В позднейшие годы Серов, несмотря на вечную занятость заказами и связанность с городом, не раз возвращался к деревенским мотивам.