Рублев – один из известнейших иконописцев, чья манера письма на долгие годы определила все развитие русской иконописи. О личности Рублева известно очень мало – только то, что можно сказать, глядя на его труды. Однако, достоверно известно то, что в 1408 году он отправился во Владимир, чтобы расписать там собор Успения Богородицы.
Тема была волнующая – Страшный Суд. В традиции европейской его изображение обычно напоминает о кострах инквизиции. Грешники по одну сторону, праведники по другую, суровый карающий бог, готовый низвергнуть их в адские муки, в опаляющий огонь и общее ощущение угнетающего страха, пугающего предчувствия будущего.
Их назначение – через страх заставить человека подчиняться. Рублев же избрал другой путь – на его фреске нет никакого разделения на козлищ и агнцев. Все стоят в сиянии явившегося Господа, и это не страшное событие, которое должно вызывать ужас и желание срочно покаяться, а чистый восторг встречи с кем-то, кто есть любовь.
Радость бытия с Богом, счастье от самого существования Бога, подчинение из любви, а не из страха наказания – это то, что выразил Рублев на своих фресках. Не трубы армагеддона, заставляющие трепетать и желать спрятаться как можно дальше, но фанфары, возвещающие, что грядет тот, кто имеет право судить и кто всегда судит милосердно. Не плачьте, но радуйтесь, ибо это не конец жизни земной, но начало жизни вечной.
Несмотря на туманность биографии, одно можно сказать точно – Рублев знал, что такое милосердие.