“Страна лентяев” – сказочная страна, широко распространена во многих сказках стран Европы. В немецких сказках – Schlaraffenland, при дословном переводе, буквально страна ленивых обезьян, от sluraff – лентяй, affen – обезьяны и land – земля. Описывается как страна, где всего в избытке – земля с молочными реками и кисельными берегами, в которой звери бегают и летают жареными, дома сделаны из пряников, вместо камней повсюду лежит сыр. Наслаждения являются добродетелью обитателей страны, а упорная работы и прилежание – грехом.
У кого жена стара и несимпатична, может обменять ее на красавицу и еще получит в придачу денег.
Идея впервые появилась как пародия на рай в сатирической поэме Себастьяна Бранта “Корабль дураков”, созданной в 1494 г., однако еще в V в. до н. э. подобные идеи присутствовали у поэтов Телеклеида и Ферекрата. Стихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 г. в Нюрнберге. Возможно, именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки, изданной в Антверпене в 1546 г. и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля.
Картина Брейгеля “Страна лентяев” – является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. В левом углу внизу можно прочесть подпись художника и дату – 1567 год. Как и многие другие работы Брейгеля, эта картина тоже имеет в своей основе нидерландскую пословицу – “нет ничего более глупого, чем ленивый сластена”.
Чтобы попасть в страну лентяев, нужно было проесть проход в горе из каши, изображенной на картине в правом верхнем углу.
Попавший в нее сразу замечает жареного поросенка, бегающего с ножом в спине, покрытую пирогами крышу шалаша и множество других лакомств. В центре картины лежат распластавшись вокруг дерева, словно спицы колеса, три человека, достигшие предела своих желаний. По одежде и предметам, им принадлежешим, в них можно распознать представителей разных сословий Крестьянин, солдат и Ученый или школяр лежат с полными животами под деревом, вокруг ствола которого была Установлена столешница.
На пороге шалаша сидит человек в шлеме рыцаря только что попавший в страну. Открыв рот, он ожидает, что ему в рот влетит что-то вкусное Смысл произведения совершенно отчетлив и ясен – остро насмешливое осуждение человеческой праздности и лени. Но вряд ли картина создана как иллюстрация к сказке, ее замысел кажется гораздо шире, имеет определенную нацеленность, острое жало, разящее бездейственность и инертность общества, предающегося пустым мечтам о благоденствии.
О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил на своей картине, в то время не могло быть и речи. Герцог Альба вошел во главе испанских войск в Нидерланды. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. Замечательная по своей простоте композиция в центре картины, символизирующяя колесо фортуны, только усиливает это впечатление.
Одновременно чувствуется и некая ирония от происходящего, ведь обжорство и леность считались пороками во все времена.