В начале XX века Андре Дерен был одним из самых многообещающих молодых французских живописцев. Впечатлительный и импульсивный, Дерен легко поддавался влияниям, однако благодаря большому таланту перерабатывал их по-своему. В 1905-1906 годах он примыкал к фовистам, причем, был среди них одним из наиболее “диких”.
Полотна Дерена этого периода, наряду с работами Матисса,- лучшее из того, что создала живопись фовизма. Но уже в 1907 году художник, познакомившийся с кубистическими исканиями Пикассо, начинает работать в манере, близкой кубизму. Последовательным кубистом Дерен не стал, но создал своеобразную интерпретацию этого направления.
В натюрморте “Стол и стулья” легко различимы черты влияния кубизма. Дерен подчеркивает конструкцию вещей; желая выявить объемность предметов, усилить ощущение пространства, изображает весь натюрморт сверху. Композиция картины строится на повторяющемся мотиве круга: круглый стол, на нем кружки видимых сверху ваз и рюмок, шарообразные плоды в вазе.
Интересно отметить, что Дерен не выдерживает последовательно единую точку зрения: хлебницу на столе он изображает не сверху, а сбоку.
Здесь Дерен также следует за кубистами, которые считали, что множественность аспектов дает зрителю более полное представление о предмете. Картина выдержана в суровом коричнево-серо-зеленом цвете, тоже характерном для кубистов. Тонкий колористический талант Дерена проявляется в том, как живописец разнообразит коричневый цвет, увязывая его с соседними тонами: занавес имеет красноватый оттенок, кувшин – желтый, спинки стульев – коричневато-серый.
Однако, используя некоторые приемы кубизма, Дерен останавливается на полдороге.
Деформация предметов не всегда ведет у него к выявлению их конструктивной основы. Дерен в своем натюрморте стремится к более “реальному” освещению, чем Пикассо, и это вносит в картину определенный стилистический разлад. И, наконец, Дерен не может отказаться от любования отдельными деталями: он тщательно выписывает плетение хлебной корзинки, передает узор на зеленой скатерти.
Такие черты, уместные в ранних картинах Дерена, привели его впоследствии к холодному и фальшивому натурализму.
Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.