Фрески, украшающие церковь Сан-Франческо в Ассизи, – еще одна острая проблема “джоттоведения”. Строительство этой церкви началось в 1228 году, сразу после канонизации святого Франциска, умершего в 1226 году. Между 1260-м и 1320 годами в церкви появились фрески, созданные ведущими художниками того времени.
Впрочем, авторство ни одного из них документально не подтверждено. В некоторых источниках XIV-XV веков упоминается о том, что Джотто работал в Ассизи. Еще одно указание на этот факт мы находим в “Жизнеописаниях” Д. Вазари. Так, он пишет, что Джотто написал серию прославленных фресок в Верхней церкви Сан-Франческо.
Здесь показаны две фрески из этой серии – “Стигматизация святого Франциска” и “Чудесное открытие источника” . Вазари также отмечает, что Джотто прибыл в Ассизи по приглашению Джованни да Мурровалле, правившего городом с 1296-го по 1304 год. Таким образом, устанавливается и датировка этих работ. Вплоть до конца XIX века эти сведения считались абсолютно достоверными.
Потом возникли вопросы.
В частности: все ли фрески написаны одной и той же рукой? Некоторые ученые утверждали, что серия фресок была лишь задумана Джотто, реализовали же его идею неизвестные нам мастера. Другие искусствоведы вообще отрицают причастность Джотто к созданию этих фресок, мотивируя свое мнение тем, что фрески в Ассизи стилистически сильно отличаются от фресок, написанных Джотто для капеллы дель Арена в Падуе, и находя ассизские работы легковесными и несовершенными.
Споры длятся по сей день.