Мане – художник, любимый современными ему художниками – многочисленными последователями, которые увидели в нем образец свободы и современности: от Моне и Сезанна до Матисса и Пикассо. Разрушитель академизма и родоначальник нового течения в живописи Эдуард Мане говаривал: “Я рисовал то, что видел”.
Эмиль Золя оценивал манеру Мане как “ясную и серьезную живопись, изображающую натуру с грубоватой нежностью”. “Первое впечатление, которое производит любое полотно Эдуарда Мане, немного суровое и терпкое. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности”, – писал Золя. К началу 60-х годов XIX века творчество Мане еще не было по-настоящему реалистическим: в нем еще ощущалось некоторое тяготение к романтизму, особенно в выборе темы.
Художник был способен на такие полотна, как “Рыбная ловля”, законченное в 1863 году.
В 1862 году Эдуард Мане пишет картину “Старый музыкант”, на которой изображена группа людей, как бы выброшенных из общества. Среди них – старый еврей, фактически тот же любитель абсента, что на более ранней его картине, маленькая цыганка с ребенком и двое мальчиков. Идеализированный образ Артиста – изгоя сильно напоминает работы братьев Ленен, работавших в XVII веке. “Старый музыкант” – самая грандиозная композиция Мане: около 2,5 м в длину и 2 м в высоту, в ее реализме он равняется на Курбе и Веласкеса.
Картина Мане менее зрелищная, более консервативная, но более берущая за душу, воспроизводит то, что художник наблюдал, прогуливась в простонародных кварталах Маленькой Польши, поблизости от своей мастерской. Прообразом странствующего музыканта был Жан Лагрен, глава цыганского оркестра, живший в парижском квартале Батиньоль. Маленький мальчик в центре картины – возможно актер популярного Commedia dell”arte. Эта картина – первая работа Мане, отражающая современный ему Париж, и одна из немногих, где он определенно изобразил беднейшие слои общества, обратившись к ним ранее, чем к фешенебельному миру, который будет занимать его в более поздних работах.