“Где просто, там и ангелов со сто”, – любимая поговорка Серова. Ее он повторял неоднократно, когда речь заходила о том, “как” следует писать. “Простота – естественность – правда” – этот ряд был для него синонимическим. Особенно обострилось стремление к простоте в последние годы жизни художника – и без того работавший очень медленно и бесчисленное множество раз переделывавший уже сделанное, он еще более увеличил “период корректур”.
Простая линия, простая форма, скромность цвета – вот его главные ориентиры. Это заметно даже в портретах, написанных Серовым на заказ. Лучшим комплиментом его искусству, о котором он часто рассказывал, была фраза тверского мужика, наблюдавшего за тем, как Серов писал пастелью свою “Бабу с лошадью”: “Как это просто.
Взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал”. “Надо, чтобы мужик понимал, – убеждал слушателей Серов, – а не барин, а мы все для бар пишем и ужасно падки на всякую затейливость и пышность”.