Картина “Спящий пастушок” принадлежит к числу самых поэтических созданий Венецианова. Художник с особенной теплотой и лирической приподнятостью изображал крестьянских детей. Чистота и гармоническая ясность его художественного мышления как нельзя лучше отвечали задачам воссоздания детского мира.
Ни один из русских мастеров его времени не достигал такой проникновенности, такой острой правдивости и вместе с тем такой силы поэтического чувства в изображении детских образов и детских переживаний. Этим, однако, не исчерпывается содержание “Спящего пастушка”. Здесь отчетливо и наглядно выступают все основные особенности художественного языка Венецианова, весь строй его образного мышления, все прогрессивные стороны его искусства, но вместе с тем и исторически объяснимая ограниченность его реализма.
В “Спящем пастушке” нет никакого действия. Изображен крестьянский мальчик, уснувший в поле; он сидит на берегу узкой речки, прислонившись к стволу большой старой березы, а за ним на дальнем плане картины открывается типичный русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими елочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями. Но в этот несложный сюжет вложено глубокое эмоциональное содержание.
Картина Венецианова проникнута чувством умиротворенности и покоя, лирической любовью к природе и человеку.
Главной темой картины является гармоничное, слияние человека с природой, и Венецианов в этом близок, несомненно, сентименталистам конца XVIII столетия. В “Пастушке” нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности. Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нем национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты.
Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с ее своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.
Важную роль в картине играет пейзаж. Он становится уже не “фоном” для изображения человека, а самостоятельным и существеннейшим средством в передаче чувств и в построении образа. Венецианов воспроизводит ее целостный облик, намеренно подчеркивая национальные особенности пейзажа.
Венецианов именно в пейзаже выступил как основоположник нового направления, впоследствии широко развитого русским искусством XIX в. Состояние умиротворенности и покоя, характеризующее “Спящего пастушка”, раскрыто и выражено прежде всего в пейзаже с его спокойными, плавными, слегка круглящимися линиями, с его широкими мерными ритмами, с его неяркой цветовой гаммой, построенной на гармоничном сочетании серых, розовых, светло-зеленых и голубых тонов. Образ природы так же, как и образ человека, в искусстве Венецианова становится носителем идиллического мироощущения.