Роман с русским балетом и с балериной Ольгой Хохловой начался у Пикассо в 1917 году. Художник начал писать декорации к балетам Дягилева, и именно с этим связывают возвращение Пикассо к реализму и классическим традициям.
И действительно, уж очень удивительно выглядит картина “Спящие крестьяне” на фоне ранее созданных работ в стиле кубизма. Несомненно, эту работу можно отнести к классике, хотя и весьма своеобразной. Это что-то в стиле неоклассики по личным представлениям Пикассо.
Сюжет картины очень прост – это отдыхающие крестьяне. Все в их облике говорит об их происхождении и роде деятельности – крепкие сбитые тела пышут здоровьем и силой, большие ступни молодого человека крепко стоят на земле, огромные грубые ладони, привыкли к труду.
Цветовой колорит картины напоминает о выжженом на солнце поле. При этом характер работы “дышит” летним зноем, покоем и умиротворенностью. Крестьян Пикассо одел в яркую красивую одежду – синие, почти аквамариновые штаны на юноше, зеленая юбка на девушке, свободные белые рубахи и широкополая соломенная шляпа на голове.
Если внимательно присмотреться, то сразу становится понятно, что так безмятежно могут спать только очень утомленные тяжелой работой люди. Девушка провалилась в сон, закинув свои ноги на стог сена. Грудь ее выглянула из сбитой сорочки, но это ее не волнует – запрокинутая голова с чуть приоткрытым ртом, говорит о глубоком сне.
Юноша умудрился заснуть в полусидячей позе, облокотившись на стог и подобрав под себя правую ногу. Массивное тело с гиперболизированными конечностями контрастирует с почти детским выражением на его спящем лице. Картина намекает о близости героев друг к другу, и зритель почти не сомневается, что перед ними крестьянская чета.
Крестьяне погружены в сон, а вокруг плавится знойный полдень. Позы этих крестьян настолько натуралистичны и раскованы, что непроизвольно посещает мысль – эти люди сделаны из другого теста. Их жизнь тяжела, но они свободны от тесных оков морали и светского этикета. Почему они спят в разгар дня?
Наверное, потому что их рабочий день начался еще с первыми рассветными лучами, а сейчас они отдыхают и выжигающее солнце им нипочем.
Рассматривая работу, отмечаешь про себя и грубоватые фигуры, и громадные руки, но неизменно ощущаешь красоту этого полотна. Другая эстетика, иные герои, но невероятно гармоничные и прекрасные.