Страшную казнь изобразил художник. После многих лет самой жуткой тюрьмы, голода, издевательств, протопоп Аввакум был приговорен к сожжению на костре заживо. Пустозерск – небольшой северный городок.
Посмотреть на казнь собрались жители всех сословий. Языки пламени приближаются к фигурам обреченных. Поднимается тяжелый желтоватый дым. К столбам привязаны двое.
Протопоп Аввакум – идеолог раскола, защитник “старой” веры – седой старик, истощенный до крайности, но не сломленный, полный неистового желания отстоять “истинную веру”. Он вглядывается в толпу, желая каждому свидетелю его гибели заглянуть в глаза перед смертью.
В толпе выделяется боярин в расшитой золотом шубе, дьяк, держащий в руках царский указ, зачитанный незадолго до начала казни, священник, читающий отходную молитву. Все трое представляют на картине власть. Защитники власти – стрельцы, выделяющиеся красными кафтанами – охраняют костер от напора толпы.
Собравшийся на казнь народ разнолик. Те, кто сочувствуют Аввакуму видны сразу. Но таких совсем немного.
Женщина протянула руки к приговоренным, мужчина поднявший руку в двоеперстием, символом старообрядчества. Но большинство присутствующих равнодушны. Копье в руках стрельца, фигуры несчастных на костре, церковь на фоне казни, толпа зевак – все эти детали рождают ассоциации с распятием Христа на Голгофе.
Автор словно пытается сказать, что истинный размер запечатленной трагедии станет ясен гораздо позднее. Известно, что именно после казни Аввакума, началось массовое переселение старообрядцев-раскольников за пределы России.