Перед вами полотно сюрреалиста Сальвадора Дали. Это странная работа с интересной историей. Она несколько биографична и, как предполагают критики, олицетворяет протест и отмщение автора родной сестре Анне Марии в ответ на книгу, написанную ею в 1949 году. И так, предыстория полотна уходит в далекую юность Дали, когда его сестра была единственной музой художника. Анна Мария являлась моделью для талантливого брата, оставляя след в его творениях.
В самых непредсказуемые ракурсах, позах и темах присутствовала девушка в картинах старшего брата и наставника после смерти их матери.
Одной из них стала “Фигура у окна” 1925 года. Художнику едва исполнился 21 год, но загадочный сюрреализм и узнаваемость его техники уже присутствовала в повествовании сюжета. Легкая, невесомая палитра, распахнутое окно, безмятежное любопытство героини и пейзаж испанского Кадакеса перемешались в композиции.
Уникальный тандем мастера и его модели существовал вплоть до момента откровения Дали в подписи одной из своих работ в адрес матери. “Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие”, – написал автор, чем вызвал гнев и обиду Анны Марии, навсегда разорвав незримую нить связи и любви с младшей сестрой. Женитьба на Гала окончательно выстроила стену непонимания между художником и его бывшей музой. Ревность застила глаза Марии Дали, что отображено в автобиографичном произведении 1949 года “Сальвадор Дали глазами сестры”.
Эссе об отношении к некоторым живописцам, которое некогда писал Сальвадор, сестра включила в свои мемуары. Там же она высмеивала сюрреализм Дали, его “маску”, что прирастает к нему, талант и качество работ. Упрек в адрес таланта брата заронило семя обиды, что впоследствии стало причиной отмщения.
Вылился акт возмездия в создание пошлой картины, в которой предположительно, изображена Анна Мария.
Полотно “Содомское самоудовлетворение невинной девы” обобщается экспертами с ранней работой автора, посвященной его сестре. Здесь некоторые элементы, которые в общей массе деталей теряются, но, все же, выдают некую схожесть “Фигуры у окна” 1925 года и “Девственницы” 1954-го. Это волосы и пейзаж порта за окном, атмосфера вырванного из контекста бытия кусочка интерьера, спокойная гамма. Разврат, что творил в работе Дали, завуалирован. Не знай, насколько пошлым был автор и смелым в сексуальных фантазиях, можно интерпретировать работу, как намек на любовь к гипсу и архитектуре.
Белые рога напоминают отрывки некой конструкции из гипса либо керамики.
Разрываемое на части тело – смелое решение Сальвадора сделать больно юной героине. Металл перил, разрозненность бедер, несоизмеримость инородных тел, проникающих в хрупкое существо – все кричит о склонности женщины к развратным играм и неуемной похоти. Эти спущенные белые чулки и заплаты на пятках, стоптанные эспадрильи и взъерошенные волосы говорят о недавней игре в любовь наедине с собой одинокой, бедной, неухоженной женщины. И вот теперь свобода от прелюдий, придуманной любви, самоудовлетворения, а девственное тело, потерявшая упругость грудь и тонкие руки отдаются истоме и пустоте.
А завтра снова помятые простыни… И если это образ сестры, то он ранит своей пошлостью.