Особую линию в творчестве Саврасова 1870-х годов представляют его городские, московские пейзажи. Вместе с созданными им изображениями ближних окрестностей родного города они представляют собой уникальную страницу отечественного художественного “москвоведения”, ибо, в отличие от произведений большинства других живописцев, несут в себе поэтическое чувство связи архитектуры древней столицы и природы.
В некоторых из этих работ, продолжая традиции Рабуса, Саврасов изображает Москву в ночное время, когда прекращается дневная суета, когда “звезда с звездою говорит” и созерцание старинных храмов вызывает особенно острое ощущение глубины веков, мысли о вечном. Такова, в частности, замечательная торжественно-сосредоточенная работа “Соборная площадь в Московском Кремле ночью”, не так давно выявленная в одном из частных собраний.
Не исключено, что ее создание каким-то образом было связано с подготовкой художника к созданию декораций к опере Михаила Глинки “Жизнь за царя” .