Картину “Смерть Камиллы, сестры Горация” Ф. А. Бруни написал в Риме. Полотно огромно по размерам – более пяти метров в длину. Художник выставил свое произведение на Капитолийском холме для всеобщего обозрения, и оно прославило двадцатилетнего автора.
Знатоки находили много изящного в композиции и рисунке картины.
Сюжет картины почерпнут из древнеримской истории. Во времена, относящиеся к далеким преданиям, Рим воевал с городом Альба-Лонга. Три брата римлянина, среди которых был и Гораций, вступили в единоборство с тремя братьями Куриациями из враждебного города. Гораций одержал трудную победу и с триумфом вернулся в Рим, где застал свою сестру Камиллу, оплакивающую Куриация, которого она любила.
В порыве патриотического гнева Гораций убил свою сестру. Этот момент финальной развязки и запечатлел Бруни на своем полотне. Содержание и стиль картины вполне в духе русского классицизма первой половины XIX века.
Но в ней уже чувствуется влияние идей романтизма.
Композиция построена по традиционной академической схеме. Персонажи выстроены по всем правилам последнего действия в классицистической трагедии. Фигуры строго упорядочены и сгруппированы в красивые и выразительные группы.
В центре и на первом плане – главные сюжетные герои: умирающая неверная Камилла и Гораций, указующий на жертву. Все фигуры, как будто на просцениуме, находятся в неглубоком условном пространстве. Действующие лица стилизованы под псевдоисторическую эпоху Древнего Рима. Одетые в античные одежды, они своими позами и жестами вызывают в памяти эллинистические статуи.
Выражения их лиц, на которых отражается переживание трагических событий, демонстрируют общую идею произведения. Красиво сочетание ярких красочных тонов с объемными цветопереходами.
Главный персонаж Гораций выделен не только композиционно, но и цветом: живописец неслучайно выбрал для него плащ ярко-красных тонов. В своем произведении Бруни стремился к психологической достоверности, к созданию напряженности при восприятии картины зрителем. За это полотно он в 1834 году получил звание академика.
В 1897 году “Смерть Камиллы, сестры Горация” была передана из Императорской Академии художеств в Русский музей Александра III. Впоследствии Александр Бенуа напишет, что Бруни создал вещь “поистине мастерскую, но глубоко фальшивую, как финал какой-нибудь ложно-классической трагедии” . Пелевин Ю. А.