Картина “Нищий старик с мальчиком” – очень яркая работа, характеризующая весь “голубой” период Пабло Пикассо. Продуктивный период творчества, прозванный искусствоведами голубым, отличался трагедийными и меланхоличными интонациями. Скорбь, одиночество, нужда, страдания – вот главные эмоции, пронизывающие “голубые” работы.
Сам художник считал этот цвет самым лучшим, для изображения таких пронзительно-горьких настроений.
Представленная картина написана в синей гамме, еще глубже подчеркивающей бледность изображенных на картине изможденных лиц и сиротливость, отчужденность фигур.
Высохший старик с морщинистым лицом и бородой склонился над худым мальчуганом. Взгляд старика смотрит в никуда, так что можно заподозрить его в слепоте. На передний план выдвинуты большие, но худые костлявые ступни, которые акцентируют на себе внимание, создавая у зрителя нестерпимо щемящие чувства.
У правого плеча старика, скрючившись на полу, сидит мальчик, доедая небольшой кусок хлеба. Его взгляд глубокий и задумчивый лишает детское личико хотя бы намека на живость так свойственную всем детям.
Очень сложно понять кто это – дед с внуком или слепец с поводырем? Пикассо не раскрывает нам этой тайны. Очевидным является только одно – нерушимая связь этих двух людей.
Именно поэтому мальчик так жмется к старцу, а тот без колебаний отдает ребенку, возможно, последний кусок хлеба.
Картина обладает любопытными, казалось бы, несочетаемыми свойствами: с одной стороны это статичные фигуры, лишенные всякого движения, а с другой – в их позах и отрешенных взглядах можно прочесть, а вернее почувствовать, столько безысходности и тоски, что делает эту картину невероятно эмоциональной и мощной по силе воздействия на зрителя.
С точки зрения техники, данная работа еще лишена смелых опытов, свойственных последующим картинам мастера – это линейное построение композиции, почти реалистичное написание фигур. Новаторство состоит именно в цвете. Пикассо намеренно избавил картину от лишнего цвета, оставив только синий, создавая объем и пространство лишь сочетаниями оттенков и темными четкими линиями.
Из всех работ, созданных мастером в это время, эта картина признана самой “голубой”, подразумевая под этим максимальную насыщенность цветового спектра.