Американский художник, тяготевший к импрессионизму, Джон Туоктмен питал невероятную слабость к зимним пейзажам. Как отмечал сам мастер, воспроизведение зимнего пейзажа – это сложная передача очень тонкого природного состояния, едва уловимого настроения. Как известно, художник был представителем тонализма, направления, которое базируется на передаче безгранично-свободного небесного пространства или тумана.
Однако эта картина несет весьма отдаленный отпечаток тонализма, касающийся лишь области тонально-цветовых решений.
Картина изображает излюбленный сюжет Туоктмена – закованный в лед стремительный водный поток, много снега. Белоснежные сугробы плавно переходят к горизонту в белесые облака, так что непонятно где заканчивается земля и начинается небесная гладь. Узкая речушка, бегущей водой, “спотыкающаяся” о каменные заснеженные пороги, “прорезает” полотно почти по диагонали. Как яркие пятна на фоне этой белоснежной пасторали выделяются тоненькие зимние деревья, реденькая листва которых “горит” оранжевыми бликами.
Как и все его “зимние” картины “скованный льдом” отличается непревзойденной тонкостью, рисуя своему зрителю настоящую зимнюю сказку.
Все американские искусствоведы сходятся к мысли, что опираясь на французский импрессионизм и американский тонализм, Туоктмен сумел найти собственную манеру и стиль, взяв от этих двух ведущих направлений самое интересное, “вдохнул” в превосходные “живые” пейзажи.