Для вступления в Королевскую академию живописи и ваяния каждый художник должен был представить жюри академиков несколько своих работ. Шарден показал академикам натюрморты “Скат” и “Буфет”. Оба они хранятся сейчас в Лувре. “Буфет” датирован 1728 годом, но на картине “Скат” дата отсутствует.
Скорее всего, Шарден написал ее примерно в то же время – или, быть может, чуть раньше.
“Скат” всегда был одной из самых известных и самых спорных работ Шардена. Одни восхищались ею, говоря, что художник продолжает здесь традиции голландских мастеров. Другие бранили ее, заявляя, что в этом излишнем натурализме нет ни красоты, ни возвышенности.
Добавим, что “Ската” довольно часто копировали другие художники – включая таких, казалось бы, “нешарденовского склада” мастеров, как Сезанн и Матисс.
Удивительна изобретательность, с которой написан этот натюрморт. Устрицы, кухонная утварь, котенок, решивший полакомиться “дарами моря”, – все эти составляющие натюрморта расположены на холсте так, что создается впечатление, будто автор нисколько не задумывался над композицией картины и просто “бросил” на полотно то, что видел. И надо всем возвышается выпотрошенный скат с “лицом”, искаженным жуткой гримасой.