Картина “Синий всадник” визитная карточка, фирменный знак художника. Написана в 1903 году. В это время группа молодых художников выпускает известный альманах “Синий всадник”.
Это немного странное название появилось за чашкой кофе в разговоре отцов-основателей Кандинского и Марка Франца. Оба любили синий цвет, Марк также любил лошадей, а Кандинский увлекался верховой ездой.
В работе альманаха участвовали известные русские художники-авангардисты Марианна Веревкина, Алексей Явленский, Братья Бурлюк, Пауль Клее, Габриэла Мюнтер, а также ряд танцоров и композиторов. Группа принимала активное участие в движении за обновление немецкого искусства начала 20-го века.
Альманах “Синий всадник” становится международным сообществом. Русские, немцы и французы все едины в своем стремлении создать новое искусство, независимое от существующих правил и канонов. Они создают абстрактные композиции, применяя набор ярких цветов, связанных визуально и орнаментально, ищут ассоциативные решения.
Первая выставка объединения проводится 18 декабря 1911 года в галерее Тангейзер в Мюнхене. Картины разных членов группы, образовали интересную экспозицию, в поиске новых путей в живописи авторы были очень близки друг к другу. Выставлены “бегущий конь” Кампендонка, картины Франца Maрка и других художников, Кандинский, в свою очередь, представил несколько абстрактных импровизаций на суд любителей искусства.
В марте 1912 года, вторая экспозиция, в которой также приняли участие супрематисты, кубисты и другие группы художников. В мае того же года “Синий всадник” издает альманах, где участники предоставляют свои размышления об истории и развитии живописи. Статьи сопровождаются иллюстрациями, показывая общность древнего искусства в различных частях мира.
Авторы уделяют большое внимание детскому рисунку. Ассоциация также придерживается своего принципа синтеза искусства: несколько столбцов посвящены музыке.
Последний выпуск альманаха был в 1914 году. Годом ранее прошла последняя крупная выставка ассоциации в Берлине. Когда начинается Первая мировая война, Кандинский покидает Германию и что это конец периода “Синегой всадника” в его биографии.
Когда ее покинули лидеры, группа фактически перестала существовать. В 1920-е годы, после революции в России, Кандинский вернулся в Германию, стал преподавать в школе Баухауза, где встретил некоторых своих старых товарищей из “Синего всадника”. Тем не менее, ассоциация никогда не возродилась, а жаль…
Картина “Синий всадник” принесла художнику невероятную популярность благодаря своей простой композиции, где мастерски сочетаются свет и цвет. Художник создает контраст между движением всадника и статического ландшафта на переднем плане. В этой работе много экспрессии, движения, кажется, что слышишь стук копыт и свист ветра…
В картине духовная цель не обозначена явно. Целью является само стремление и внутреннее переживание красоты природы в момент движения. Синий цвет накидки всадника откликается в синем небе и в темно-синих далях.
Его белая лошадь перекликается с белыми облаками. Всадник сливается с природой, он преодолел темноту и обрел свободу в мире, где свет и цвет торжествуют.