“Художник – любовник природы: оттого он ее раб и ее повелитель” Р. Тагор Работа “Шлюпка, плывущая по Сене” написана в конце XIXв. великим импрессионистом Клодом Моне.
Можно много рассуждать о любви автора к местам, где он жил, о пейзаже, который окружал его близ Парижа, но та подлинность и природное естество, переданные автором, свойственны были единицам того периода, когда импрессионизм только пробирался культуру. Сочная картинка природы с французским акцентом напоминает уголок детства. Зеркальная гладь реки убегает куда-то пестрой ленной.
Немного странными кажутся мазки голубой краски у левого края воды. На фоне остальной поверхности направление штрихов задает воде иную траекторию, не так ли? Река словно водопад устремляется вниз. Но таланту Моне можно простить эту ошибку. Пятна лисьего цвета и перемежающиеся отрывки охристых мазков говорят об осени.
Ее появление отражено здесь очень плотным письмом и насыщенной палитрой. Многоцветие еще сочной травы написано убористыми мелкими мазками цвета спаржи и яблока, кое-где – сиены жженой и камель.
Вообще, осенний пейзаж дает простор мастеру в подборе палитры благодаря многообразию естественных оттенков и акцентов. Моне взял за основу эту кутерьму красок. Его одинокая шлюпка практически не заметна, но ее появление разграничивает плоскости воды и леса. С помощью пятен холодной лазури, так любимой художником, полотно оживилось и получило перспективу.
Теплый передний план стал естественно ближе к зрителю, а холодная дымка холма оттенила второй план, уводя его вдаль горизонта.
Импрессия палитры оживила классическое письмо, жившее столь долгое время в мире искусства. Размашистый почерк автора перемежается с пуантилизмом некоторых местах работы, например в том месте, где сочный оранжевый куст касается правового края полотна. Представление о работе в целом смазанное – яркая осенняя картинка, но совершенно неживая.
По какой-то причине Клод Моне не стал акцентировать внимание на игре света и бликах, глубине теней и контрасте полутонов.