Михаил Врубель, хорошо знавший классическое искусство и литературу, говоривший на нескольких языках был открыт и легок в общении. Но при всем том от него исходила гипнотическая сила, как если бы он обладал каким-то тайным знанием, которое не считал возможным развивать перед своими коллегами. Загадочность, заложенная природой в натуре Врубеля и проявившаяся в его произведениях, и по сей день вызывает споры среди исследователей творчества художника.
Картина “Шестикрылый серафим”, обычно недооцененная по экспрессии и живописи превосходит “Демона поверженного”. Во многом это скорее сдержанный и многозначный финал всего пути художника в поисках и Демонов и Пророков.
В этом произведении удивительным образом соединились эффект яркого, сияющего витража и выполненная плотными, угловатыми, мозаичными мазками живопись. Серафим наделен гипнотизирующим взглядом самой судьбы, а меч и светильник в его руках – поистине символической значительностью: сталь источает ледяной холод, споря с розовеющим, вещим, завораживающим и грозным светом лампады.
Созданное в 1904 году в стенах университетской клиники В. П. Сербского, это произведение принадлежит к высшим проявлениям творческого духа Врубеля. “Огнеподобный” посланник Бога, ангел с пламенным взором, покровитель художника-пророка и его требовательный судия, словно напоминает о высшей миссии избранника, призывает к служению – “глаголом жечь сердца людей”, будить их души “от мелочей будничного величавыми образами”.
Незабываем этот неотвратимо надвигающийся лик в облаке черных волос, с бездонными глазами, эта поднятая рука, держащая меч. Возмездие и высшая, суровая справедливость. И написал его жгучими, ослепительными красками, в блеске драгоценных камней, но кому придет в голову рассуждать о “декоративности” перед этой картиной?
В возвышенном строе картины, в свойственной ей “истовости” чувства ощутим отблеск переживаний Врубеля времени работы над холстом “Демон поверженный”. Изумительный по красоте колорит воспринимается как воспоминание о блеске византийских мозаик Венеции и Равенны, которыми художник любовался в дни своей юности. Работа написана поверх композиции 1901 года “Пасхальные голоса”.
В литературе полотно известно под несколькими названиями: “Ангел с мечом и кадилом”, “Азраил” и “Херувим”.