Средневековая теологическая наука выделяла пять ключевых понятий ведьмовства: сделка с дьяволом, соитие с дьяволом, полет ведьмы, шабаш и нанесение порчи колдовством. Согласно средневековым актам судебных процессов, всякая встреча ведьм с их адскими возлюбленными или же самим дьяволом сопровождалась кутежами и утехами. Кульминацией этих беспутств были ночные игрища ведьм, главным из которых был великий шабаш.
Если в 1000 году Церковь считала полеты людей по небу языческими байками, то, спустя 250 лет признала их возможными. Ганс Бальдунг, как и все живущие в то время, не избежал суеверий. Гравюра Ганса Бальдунга “Шабаш ведьм” показывает последние приготовления ведьм к началу шабаша и встречи с дьяволом.
Ганс Бальдунг Грин было не только признанным живописцем, но и великолепным мастером гравюры. Именно в гравюре он развивал тему демонизма, появилась целая серия ксилографий и гравюр о ведьмах. Эти работы интересны тем, что показывают дикие фантастические силы, используя попурри из вопиющих цветов – чистый черный контрастирует с бледно-желтым, грязно-серый и светящийся зеленый преобладают в таких произведениях.
Свето-тени почти отсутствуют, художник ставил, очевидно, другие задачи – сделать работу яркой и броской, но не вызывать восхищения. Его ведьмы безобразны, фигуры угловаты и вся композиция построена на какой-то изломанности.
В гравюре “Шабаш ведьм” мы видим нагих женщин, готовящихся лететь на гору Брокен, где по преданию проводились шабаши. Ведьмы в гравюре Грина – жуткие, грубые матроны, сохранившие в себе порывы страсти и утратившие все, до последней, прелести.