Французский художник Жан Батист Грез в своем творчестве стремился передать эстетические вкусы “века Просвещения”. Он писал картины на исторические сюжеты, которые не принесли ему большую славу, как портреты и бытовые композиции.
Но все же исторические картины являются неотъемлемой частью творчества великого художника. Одной из таких картин является “Септимий Север и Каракалла”, которую художник представил публике в 1769 году. Картина вызвала бурную реакцию публики, низко оценившую это произведение.
Сюжетом картины являются взаимоотношения отца и сына. Каракалла стремился ускорить смерть своего тяжелобольного отца, чтобы быстрее стать императором и строил планы покушения на его жизнь. Отец осуждает сына за предательство.
Септимий Север сидит на императорском ложе, задрапированном серыми шелковыми тканями, и упрекающим жестом указывает на своего сына, стоящего неподалеку. Суровое выражение лица императора говорит о серьезности его обвинений. На столике рядом с ложем лежит меч, к которому уже тянется рука отца.
Тело императора обнажено, и видно его уже не молодое телосложение. Его голова полностью покрыта сединой. Каракалла, потупив взгляд, стоит, отвернувшись от отца.
Он одет в доспехи, с накинутым на плечи воинским плащом палудаментумом.
Возле изголовья императорской ложи шепчутся подданные Септимия Севера, обсуждая происходящее. Картина “Септимий Север и Каракалла” передает напряженность и трагичность этого исторического момента. Отец никогда не сможет простить сына за его злодеяния.
Несмотря на критику современников Греза по отношению к данному произведению, оно остается значимой работой художника, написанной реалистично в традициях академической живописи.