Протестантская церковь приветствовала многодетные браки, считая, в отличие от католической церкви, именно их, а не воздержание, краеугольным камнем общественной морали. Институт семьи пользовался большим уважением в голландском обществе. Хальс написал четыре семейных портрета. В данном случае перед нами “Семейный портрет на фоне пейзажа”, ок. 1648 . Мы ничего не знаем о людях, которые смотрят на нас с картины.
Скорее всего, они богаты и вполне счастливы в маленьком мире своей семьи.
Муж и жена держат друг друга за руки, как и подобает честным супругам, поклявшимся друг другу в вечной верности перед алтарем. Рядом с ними стоят их дети – мальчик и девочка. Дети тоже выглядят вполне довольными жизнью, лица у них немного шаловливые и добродушные.
Лишь один персонаж картины задумчив и печален – это чернокожий слуга, написанный позади своих хозяев. Если бы не белый воротник его камзолъчика, он совсем потерялся бы на темном фоне деревьев.
Слуга-негритенок – очень точная и характерная примета времени. Именно в те годы Голландия начала активно осваивать заморские земли. Негоцианты привозили оттуда пряности, кофе и – чернокожих слуг.
Пейзаж, на фоне которого написано добропорядочное семейство, принадлежит кисти Питера Молейна, известного харлемского пейзажиста, довольно часто работавшего в творческом тандеме с Хальсом.