Серия “Сто знаменитых видов Эдо” – “Мэйсе Эдо хяккэй” – занимает особое место как в творческой биографии знаменитого художника Андо Хиросигэ, так и в истории японской гравюры в целом. Созданная в пятидесятые годы XIX века, она достойно вошла в число лучших произведений гравюры укие-э.
Эдо, бывший в то время столицей Японии, нельзя считать городом в современном понимании этого слова. Районы плотной застройки чердовались с обширными рисовыми полями, парками и фруктовыми садами. Ландшафт был разнообразен и живописен.
Во всех сериях, которые Хиросигэ посвятил Эдо, мы обнаруживаем не только городские виды – улицы, площади, мосты, но также и картины сельской природы – поля, речные долины и водопады.
К последним относится и гравюра “Селения Минова, Канасуги и Микавасима”. Заглавие листа составляют названия трех деревень, прилегающих к Есивара, а с другой стороны граничащих с Осюкайдо трактом, соединявшим столицу с северными провинциями. Особое предназначение территории Микавасима, изображенной на втором плане гравюры, заключалось в том, что это было место соколиной охоты сегуна на журавлей.
Японский красноголовый журавль, так называемый танте – редкая в наши дни птица, занесенная в Красную Книгу.
Журавль издревле, сначала в Китае, а потом и в Японии, считался символом долголетия, спутником даосских бессмертных и их воплощением. Впрочем, охота на журавлей отнюдь не носила хищнического характера: отстреливали всего одну-две птицы. Первого сокола спускал сам сегун.
Трофей, им добытый, декоративно оформлялся и отправлялся в Киото – к столу императора. Подношение имело явно церемониальный характер: учитывая символику журавля, оно должно было означать пожелание долголетия.
Охотились на красноголовых журавлей только зимой, когда танте прилетали в Японию с континента. Вообще же их охраняли и подкармливали, что собственно и изображено у Хиросигэ. В Микавасима в зимние месяцы устраивались площадки, обнесенные соломенной изгородью, часть которой видна у правой кромки листа, рядом с деревом.
Здесь рассыпался корм для журавлей: по всей вероятности, его и несет на коромысле человек, изображенный в глубине гравюры. Жители Микавасима по очереди сторожили журавлиную кормушку с тем, чтобы птицам не мешали ни люди, ни собаки. Это дежурство называлось “собачья стража” .
Забота о журавлях простиралась вплоть до того, что специальными указами запрещалось в тех местах, где они зимой гнездились, шуметь или запускать воздушных змеев. Следует отметить, что композиция этой гравюры была “замечена” на Западе. В западноевропейском и русском прикладном искусстве, в особенности в фарфоре, нередки произведения, в которых используются элементы изображения: иногда – почти буквально, чаще опосредованно.