Описание картины Сатурн, пожирающий своего сына – Франсиско де Гойя

 Сатурн, пожирающий своего сына   Франсиско де Гойя

“Сатурн, пожирающий своего сына” – один из самых запоминающихся и незабываемых образов Гойи, принадлежащий с серии “черных картин”. Эти фрески созданы Гойей на отштукатуренных стенах его дома – расположенного на берегу реки Мансанарес, неподалеку от Мадрида.

Изначально, стены украшались позитивными изображениями, поднимающими настроение, но со временем мастер стал создавать жесткие и тревожные композиции, причиной чего стала нарастающая депрессия и паранойя, а также опасения по поводу грядущей смерти. Мастер не писал, не говорил и вообще не прикладывал никаких усилий для того, чтобы данная серия известной. Лишь в 1874 году, спустя 50 лет после смерти художника, работы были перенесены со стен на холст.

История, которую иллюстрирует работа, отсылает нас к мифу о римском боге Сатурне, который испугавшись пророчества о том, что будет свергнут одним из своих сыновей, пожирал потенциальных конкурентов. В конце концов жена Сатурна утаила шестого сына, Юпитера, и пророчество исполнилось. Существует мнение о том, что вдохновение Гойя почерпнул из одноименной работы Рубенса, но свирепость и безжалостность, с которой Сатурн ест ребенка, контрастирует с хладнокровностью и методичностью персонажа Рубенса, что делает фреску ужасающей и уникальной.

Картина демонстрирует психопата, который не в состоянии контролировать свои действия. Грубость, обнаженность, спутанность волос Сатурна, а также широкий взгляд и агрессивное поведение – все это указывает на истерическое безумие. Возможно, это отсылка к ужасным событиям, происходящим в Испании того времени. Сумасшедший бог уже оторвал и проглотил голову ребенка, правую руку и занят поеданием левой, а его руки так сильно впиваются в жертву, что пробивают кожу.

Существуют доказательства того, что в исходном изображении у Сатурна был эрегирован фаллос, что наполняло работу еще большим ужасом.

Как обычно, некоторые вопросы остаются без ответа. Например, округлые ягодицы и форма бедер недоеденной жертвы свидетельствуют о том, что Сатурн пожирает скорее свою дочь, нежели сына. Кроме того, она вовсе не является ребенком, это хорошо развитая молодая женщина.

Аллегорическая картина трактуется по-разному. Некоторые искусствоведы считают, что она может символизировать испанское государство, пожирающее собственных граждан, другие интерпретируют Сатурна как французскую революцию, или даже Наполеоне.

Описание картины Сатурн, пожирающий своего сына – Франсиско де Гойя.