Сатир-проказник, фрагмент картины художника Сандро Боттичелли “Венера и Марс”. Историки и исследователи творчества Боттичелли предполагают, что изображение сатиров в “Венере и Марсе” связано с текстом греческого писателя II века Лукиана.
В отрывке, на который опирается живопись художника Боттичелли, описывается картина, посвященная свадьбе Александра Македонского и Роксаны. В нем читаем: “По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна… один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью, и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним”. Эти странные существа – не эроты, а сатиры с козлиными копытами вместо ног, рожками и грустно-лукавым взглядом – показаны со зримой убедительностью на заднем плане композиции и под ложем Марса.
Их описанные Лукианом шумные игры вокруг спящего бога войны вносят в сцену ноту изящной шутливости.
Этот текстуальный мотив представляет собой экфрасис, то есть описание существующей в реальности либо в воображении картины. В эпоху Ренессанса художники и гуманисты любили обращаться к такого рода описаниям; позже Боттичелли последует совету Альберти в его “Трактате о живописи” и выполнит “Клевету”, используя рассказ Лукиана о картине на эту тему. При составлении программы мифологической или аллегорической композиции в XV-XVI веках нередко обращались к выразительным, конкретным, “подлинным” с ренессансной точки зрения описаниям, принадлежащим разным авторам.
К ним прибегали в трактовке определенной фигуры, ситуации и т. д., так что общее построение “набиралось” из отдельных звеньев. Но то был органичный метод, ибо фантазия художника претворяла все эти детали в целостную картину, из множества “цитат” складывалось единое действие.