Литература, живопись и искусство в целом знает темы, мотивы и сюжеты, получившие название “вечных”. Нет-нет, конечно, ничто не вечно, и время безжалостно уходит песком сквозь пальцы, сквозь сито истории. Речь лишь о том, что каждое новое поколение творцов обращается к одним и тем же сюжетам вновь и вновь, черпая в них пищу для вдохновения.
Один из таких сюжетов – пляска Саломеи перед царем Иродом, один из эпизодов, о котором поведано во всех четырех Евангелиях Нового завета. Очарованный и завороженный танцем девушки, царь обещал выполнить любое ее желание. А само желание нашептала той мать – проси, мол, голову Иоанна Крестителя.
Она и попросила.
Впрочем, эта жуткая развязка – за рамками картины французского художника Гюстава Моро “Саломея, танцующая перед Иродом”. Как и многие творческие личности, Моро был человеком увлекающимся. Он не боялся эклектики, т. е. смешения различных стилевых особенностей, черт разных эпох.
Так и здесь – дворец, под сводами которого танцует Саломея, находится как бы вне конкретного времени. При тщательном рассмотрении можно увидеть и типично вавилонские декорации, и характерные для древнеегипетской культуры цветы лотоса.
Своды дворца высоки, разделены широкими арочными проемами. Ирод стар, взгляд его внешне бесстрастен. Саломея не изображена бесстыжей блудницей, она по-своему грациозна и изящна.
Вот почему преклонного возраста служанки взирают на нее с неприкрытой завистью.