“Сад в Аржантее” вошел в число тех полотен Клода Моне, что называют “наиболее известными”. Период написания картины совпал с переездом художника в село Аржантей у правого берега реки Сены. Это было популярное местечко у парижан для вечерних и послеобеденных прогулок.
Представленный холст относится к ряду пленэрных работ Моне. Оно передало ту вяжущую сухость и хрустящую структуру увядающих растений, которые присущи поздней осени.
Маленький домик утопает в жухлой листве и прячет кремовую побелку в сыром тумане. Он уютный, смешно сложен и выглядит совершенно опустошенным. Разбавляет осеннюю бледную грусть масса красных цветущих головок осенних цветов. Это георгины – осенние долгожители.
Они склонили длинные стебли под тяжестью цветков. Желтые, белые, красные, пурпурные – настоящий калейдоскоп теплый красок.
Работа выглядит приветливой, не смотря на кажущуюся промозглость. Благодаря нежной текстуре письма и теплой цветовой палитре сюжет греет и душу, и взор. Моне удалось передать настоящее настроение природы, теряющей свою зелень и влагу. Мало солнца, мало света, мало сухости.
Зато автор “застал” свою осень в момент благодатного цветения георгинов и метаморфоз окружающей природы. Еще нет оголенных ветвей, кроны вот-вот стали покрываться ржавчиной, трава пестрым зелено-рыжим далматинцем стелется по земле…
Композиция рисунка “Сада” построена по диагонали, разделяющей дальний и первый планы. Первый, он же – главный, наиболее насыщен мелкими густыми деталями. Задний фон кажется более пустым, но благодаря крупным деталям уравновешен с другой частью картины. Диагональное построение композиции часто используется Моне в работах, также как и цветочная тематика в его пейзажах. Сад в селе Аржантей – один из трех, которым посвящал Моне свои творенья.
Стоит отметить, что своим оранжереям и садам художник уделял не меньше внимания, чем художественному творчеству.