С натуры рисовать сложнее, нежели по памяти, подключая фантазию – в этом почти единодушно признаются многие художники разных исторических эпох. Причем касается это наблюдение и умозаключение не только пейзажных полотен, но и портретов. Вроде бы, вот она – натура, прямо перед тобой.
Сидит смирно, выполняет все просьбы, а что-то не ладится, не идет. Трудно бывает ухватить выражение лица – одна из причин. Цветы, букеты из цветов иной раз служат своеобразной “палочкой-выручалочкой”, придают картине неожиданный оттенок, иной колорит, помогают найти композиционное решение, которое так долго не давалось.
Русский художник второй половины XIX века Алексей Харламов нарисовал рыжеволосую девушку с букетом роз. Вроде бы и молодость и очарование, и гладкая кожа, и распущенные по плечам волосы, и цветы, лежащие на руках, – но что-то с чем-то не сходится здесь. Скорей всего, дело во взгляде, которым девушка смотрит на нас с полотна. Нет в нем радости и очарования молодости.
Читается совсем другое – усталость, отстраненность.