Среди древних греков большинство составляли люди т. н. “свободных профессий”, в том числе мыслители и философы. В рабство обращали преимущественно лиц трех категорий: пленников, должников и преступников. Рабы прислуживали по дому, но сколько-нибудь заметной роли в жизни общества не играли, считались существами второго сорта, были бесправны по самому социальному положению.
Совсем иное дело – древнеримская империя.
Сам Рим был городом рабов, которых, только по приблизительным оценкам историков, насчитывалось до миллиона. Рабская психология отрицательно влияла как на самого раба, так и на его господина. Первый знал, что с ним могут сделать все, что угодно, второй – об этой самой вседозволенности и неподсудности.
И, конечно, пользовался этими привилегиями.
На картине малоизвестного французского художника Густава Буланже работорговля представлена, как говорится, во всей красе. Кого здесь только нет, кого только не выставили на продажу! От совсем еще ребенка до чернокожей девушки. От статного юноши, сложившего гордо руки на груди, до меланхолично спрятавшей руки за спину девушки. Отличить рабов от остальных легко – на груди у каждого табличка с полной информацией о каждом “экземпляре”.
Владелец тут же – с венком на голове, сидит с вытянутыми вперед ногами и что-то с аппетитом поедает.
Особенно привлекает внимание фигура высокой девушки с наполовину обнаженной грудью. Она в отчаянии прикрыла лицо рукой, дабы никто не видел владеющего ею отчаяния и муки. Еще одна присела на корточки, обхватила колени руками и смотрит куда-то вбок.
Люди вместе – и в то же время разобщены. В том числе социально.