Талант Ванессы Белл – не из самых больших в истории живописи. Однако ее работы подкупают радостным приятием жизни, а ее творческий путь – честностью. Пройдя постимпрессионистическую школу и даже окончив ее с отличием, художница с легкостью отказалась от лавров лидера английского постимпрессионизма, поняв, что не в упрощении формы и не в экспериментах с цветом ей следует искать себя. Ее работы постимпрессионистического периода блестящи, но в них нет той “легкости вдоха и выдоха”, к которой она стремилась.
И Белл идет дальше.
Можно ли назвать перемены, произошедшие в ее стиле в 1930-е годы, “возвращением” ? И да, и нет. Да – потому что она, в известном смысле, действительно возвращается к тому, с чего когда-то начинала. Нет – потому что теперь ее стиль обогатился бесценным опытом “другого видения”.
Собственно, само понятие “возвращение” применительно к пути художника всегда имеет привкус поражения. Вкус победы у возвращения появляется лишь тогда, когда оно – возвращение к себе, к целостности своего творческого “я”.