Корреджо любил свет ради него самого и был вознагражден за свою любовь, потому что именно искусство передачи света вознесло его выше всех современных ему мастеров. Он не хуже других умел выразить таинственную тишину и нежную прохладу раннего утра и поздних вечерних часов.
Великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, остается чарующий свет, который проницает в самые тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первый величины на горизонте итальянского искусства. Никто не мог превзойти Корреджо и в понимании световых контрастов, как мы видим это в большом алтарном образе “Поклонение пастухов”, получившем название “Ночь”. Как раз в то время, когда Марии, жене Иосифа, пришло время родить, “вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей, и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи. Вдруг предстал им ангел Господень и сказал: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И пастухи, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Увидев же, рассказали другим о Младенце Сем” . “Рождество Христово” – самое знаменитое произведение Корреджо, – было создано художником для семейной капеллы Альберто Пратонери в церкви Сан Просперо в Реджо Эмили.
Заказанная в октябре 1522 года и законченная в конце десятилетия, эта композиция является первым в европейской живописи монументальным произведением с изображением ночной сцены и одновременно идеальной парой для другой картины Корреджо, созданной также для частной капеллы несколькими годами ранее, – “Мадонна со Святым Иеронимом” чаще называемой “День”. Ослепительный свет исходит от божественного Младенца, лежащего на грубом ложе. Свет тает на лице Марии, с материнской нежностью обнимающей сына.
Все, что происходит вокруг, построено на игре жестов – пастухов, благоговейно склонившихся при виде чуда, Святого Иосифа, который тянет упирающегося осла, ангелов, появляющихся на облаке, которое медленно вплывает в картину, начиная на глазах заполнять ее пространство.
Лунный свет, приглушая тональность красочной гаммы, не лишает цвета определенной звучности, а глубокая и контрастная светотень таинственно увеличивает, округляет формы, выхватывая отдельные фигуры из тьмы ночи и разглаживая глянцевые листья кустарника на первом плане. “Рождество” – одна из самых первых “ночных сцен” в итальянском искусстве. Ей предшествовала лишь фреска Рафаэля “Освобождение апостола Петра из темницы”, где подчеркивался элемент чуда, тогда как Корреджо с помощью великолепного владения светотеневыми эффектами создает иллюзию реального ночного освещения. Именно в связи с “Ночью” Стендаль писал об “особенном сиянии картин Корреджо”.