Исследователи суверенностью приписывают ван Эйку рисунки в “Туринском Часослове” – богослужебной книге, содержащей молитвы и песнопения суточного круга богослужения. Этот факт, кстати, говорит в пользу предположения, что художник в юности учился именно на книжного иллюстратора.
У самой этой книги – любопытнейшая история. Заказал ее еще в 1389 году герцог Жан Беррийский, приходившийся двоюродным дедом Филиппу Доброму, сюзерену художника. Работа растянулась на десятилетия, ее окончание датируется 1447 годом.
Книга не раз меняла владельцев, пройдя, в том числе, через руки Иоанна Баварского, у которого ван Эйк служил в 1422-25 годах, и, возможно, Филиппа Доброго.
Манускрипт сильно пострадал в 1904 году во время пожара, однако сгоревшие иллюстрации дошли до нас в фотографиях. Уцелевшие же фрагменты хранятся сейчас в частных собраниях Парижа и Турина. Оформляло ” Часослов” несколько художников. Три из уцелевших миниатюр выполнены в манере, характерной для Яна ван Эйка. Они считаются произведениями либо его самого, либо его брата Хуберта.
Темы этих миниатюр – “Рождение Иоанна Крестителя”, “Заупокойная месса” и “Обретение Креста”.