Вернувшись в 1518 году из Рима, Корреджо получил весьма интересный заказ. Настоятельница женского монастыря Сан-Паоло в Парме обратилась к нему с просьбой расписать некоторые помещения монастыря. Будучи женщиной оригинальной и “свободной от предрассудков”, настоятельница пожелала украсить свою обитель мифологическими сценами.
Удивительно, но факт: среди фресок, выполненных Корреджо по ее заказу, нет ни одной на религиозный сюжет. По всей видимости, мастер работал над этими фресками в 1519-20 годах. Они представляют собой связующее звено между предыдущими работами, выполненными до поездки в Рим, и росписями церкви Сан-Джованни Эванджелиста, которые художник создал в 1520-23 годах. В них Корреджо как бы “отрабатывал” свои впечатления от увиденных в Риме творений Микеланджело.
Весь цикл фресок монастыря Сан-Паоло связан с мифами о богине-охотнице Диане. В особенности интересно решен потолок одного из залов – он расписан в виде увитой зеленью беседки, в овальные “оконца” которой заглядывают путти.
Росписи монастыря Сан-Паоло – подлинный шедевр фресковой живописи. Выполненная с большим вкусом и мастерством беседка кажется зрителю, стоящему внизу, не нарисованной, а настоящей. Нужно отметить, что Корреджо далеко не всегда прибегал при оформлении помещений к архитектурным элементам.
И в церкви Сан-Джованни Эванджелиста, и в Пармском соборе “ложная архитектура” играет второстепенную роль. Создавая здесь иллюзию “расширенного пространства”, художник “выходит” в небо.
Особенно искусно смоделирована эта иллюзия в Пармском соборе, где облака образуют как бы спираль, устремляющуюся ввысь, к неизреченному божественному свету. Работая над росписями монастыря Сан-Паоло, Корреджо преследовал иную цель. На этот раз он не искал выхода в бесконечность, а, напротив, старался создать ощущение прохладной сени.
И это ему блестяще удалось. Более того, эти росписи, при всей их камерности, не делают помещение тесным. Благодаря “отверстиям” в куполе, сквозь которые видно “небо”, вся конструкция беседки приобретает легкость, воздушность.
Отдельного внимания заслуживают “статуи”, изображенные художником в основании беседки. На первый взгляд, они кажутся настоящими мраморными статуями. “Обмануть” зрителя Корреджо помогают блестящее владение техникой монохромной фрески и знание законов перспективы. Особенно важную роль играют здесь глубокие тени позади статуй: они зрительно углубляют ниши и выдвигают монохромные изображения фигур на передний план, придавая им дополнительный объем.