В этой картине художник сумел отразить общественное явление современной жизни – эксплуатацию обездоленного реформой 1861 года крестьянства.
Летом 1873 года Савицкий жил вместе с Крамским и Шишкиным в Козловске-Засеке под Тулой. Наблюдая за вчерашними крестьянами, прокладывающими полотно железной дороги, делал наброски, этюды отдельных фигур и лиц, например, “Рабочий с тачкой”, “Голова крестьянина в повязке”, “Поезд на железнодорожных путях”.
Композиция картины отличается хаотичностью: на ней представлены много фигур людей беспорядочно, они пронизывают все полотно. Подневольные работники-крестьяне возят на деревянных тачках камни и землю. Видны их усталые лица, натруженные тела, истрепанные полинялые штаны и робы. Это люди, привыкшие к физическому труду на земле и не представляющие себе жизни без нее.
Нельзя не заметить фигуру управляющего-надсмотрщика в красной рубахе – в центре на заднем плане. Дети и старики у него в подчинении. Только уходящие вдаль телеграфные столбы напоминают о названии картины.
Реализм и демонстрация жизни простого народа, характерные для художников-передвижников, в этой картине на высоте. Примитивные инструменты – тачки, лопаты и молоты – так же мало сочетаются с технологическим новшеством того времени под названием “железная дорога”, как жизнь простонародья с жизнью высшей знати и дворянства.
Показанная на III передвижной выставке, картина пользовалась успехом и была приобретена Третьяковым. Это вернуло Савицкому веру в собственные силы. На средства, вырученные за картину, в 1874 году он совершил поездку в Польшу, Германию, Францию.