“Разрушение муз” – одно из самых знаменитых полотен Джорджо де Кирико. Оно известно также под названиями “Встревоженные девы” и “Тревожные музы”. Первый вариант картины появился в 1917 году, после чего мастер создал более двух десятков незначительно отличающихся друг от друга версий этой работы.
Архитектоника композиции очень проста и выразительна. На длинном, показанном в перспективе помосте, широком, словно палуба корабля, стоят две фигуры в пеплосах, драпирующихся складками, напоминающими об античных изваяниях. У той, что стоит слева, удлиненная голова манекена, напоминающая колеблющийся на ветру дирижабль.
Сидящая справа потеряла голову – она лежит у ее ног, а на ее месте торчит что-то вроде блестящей кегли.
Рядом с этими двумя то ли фигурами, то ли статуями мастер поместил два разноцветных многогранника и один тонкий цилиндр, украшенный красной спиралью и похожий на ярмарочный леденец. Деревянный подиум резко обрывается на заднем плане. Там виднеется “красный город” – родовой замок д’Эсте в Ферраре, фабричные здания с высокими трубами, приземистая белая башня.
Два центральных образа представляются весталками, охраняющими Феррару и воплощающими мятежный дух этого города.
В тени на втором плане виднеется женское изваяние – скорее всего это статуя Гестии, греческой богини – покровительницы домашнего очага. Художник располагает фигуры по диагонали, перпендикулярно к линии отбрасываемых ими теней. Многочисленным вертикальным линиям, формирующим и организующим композицию, противопоставляется линия горизонта, обозначенная краем помоста.
Де Кирико мастерски использует свои превосходные знания классической перспективы для того, чтобы создать иллюзию перспективного построения в своих работах.
Совмещения нескольких точек зрения, столкновения неожиданных ракурсов, расчленение композиции на зоны, каждая из которых имеет свой горизонт – вот некоторые из тех приемов, которыми пользуется художник, чтобы выстроить свое, неповторимое метафизическое пространство. Таинственный характер происходящего на полотне усиливается ясной и прохладной атмосферой, царящей в его пространстве. Художник мастерски сталкивает архаический характер фигур-изваяний и барочную театральность окружающей мизансцены.
Это противостояние усиливает монументальность полотна.
Вдохновение в работе над ключевыми образами де Кирико черпал из нескольких источников. Стоящая фигура напоминает мраморную статую из святилища Геры Самосской, похожа она и на бронзового Аполлона Дельфийского. У этих изваяний художник “позаимствовал” рисунок складок на туниках.
Сидящая фигура, похоже, навеяна шумерскими статуями из собрания Лувра – именно у них так сложены руки. “Я не представляю себе искусство по-другому. Мысль должна оторваться от того, что мы называем логикой и смыслом, освободиться от всех человеческих привязанностей, чтобы увидеть предметы под новым углом, высветить их неведомые ранее черты.” Джорджо де Кирико