Саврасов – истинный певец весны, и в своем ощущении ее первоначальной поры он очень близок к лучшим русским поэтам – таким, как Тютчев, Фет, Некрасов. Художник остро чувствовал момент пробуждения природы от зимней спячки и в своих работах очевидным образом наполнял этот “сюжет” религиозным смыслом.
Говоря это, мы имеем в виду, разумеется, не почти непременные силуэты храмов на его полотнах, а то внутреннее переживание “выси”, которое для них характерно. Выражение же этого переживания могло быть разным: и ошарашивающим зрителя могучим дыханием простора – как в работе “Разлив Волги под Ярославлем”, 1874 ; и звучащим тихой музыкой – как в работе “Ранняя весна. Половодье”, 1868 .
За внешней броской красотой художник не гнался – оттого-то любимый его месяц – “однообразный” март, а вовсе не май с его буйной кипенью цвета. Ну какая тут красота? Голые промокшие березки, талая грязная вода, остатки прошлогодней жухлой травы…
И тем не менее – душа вздрагивает от саврасовских весенних пейзажей, покорно отдается их очарованию, начинает звучать в унисон с их музыкой. Еще раз отметим – все работы зрелого Саврасова необыкновенно музыкальны, “озвучены” – свистом свежего ветра, пением птиц, треском лопающихся почек. И, прежде всего, это относится к его “весенним” произведениям.