Трагическая картина, над которой Мане трудился два года, была посвящена политическим событиям в Мексике. Младший брат австрийского императора Франца Иосифа Максимилиан был посажен на трон Мексики. Но насладиться царствованием австрийский эрцгерцог так и не успел – едва добравшись до теперь уже своей страны, он столкнулся с жестким сопротивлением республиканцев, лидером которых был Бенито Хуарес.
После кровопролитных противостояний Максимилиан был взят в плен и приговорен к расстрелу. Со всей Европы потекли просьбы, адресованные новому правительству с просьбой помиловать представителя правящего дома Австрии – европейские монархи, президент США, Гюго, Гарибальди обращались к республиканцам, но военный суд состоялся, и последний мексиканский монарх был расстрелян.
На полотне мы видим две группы – большую часть пространства картины занимают солдату с длинными ружьями, в углу картине изображен император и его немногочисленные сподвижники. Вокруг обреченной группы нет никого хоть маломальского места – этим Мане как будто подчеркнул плачевное положение Максимилиана, загнанность в угол.
Из всего драматического сюжета, Мане выбрал тот едва уловимый миг, когда пули уже выпущены из ружей и только добрались до своей цели. Какие-то фигуры смертельная сила уже отбросила назад, а какие-то еще стоят непоколебимо. Трагичность ситуации возрастает во сто крат, когда замечаешь небольшую группу любопытных зевак – их головы безучастно торчат над серой высокой стеной.
Известно, что создавая данное полотно, художник ориентировался на другую известную картину – “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808” кисти Франсиско Гойя, одно из любимых живописцев Мане. Эти работы объединяет одинаковая экспозиция, хотя Гойя выбрал момент, который показывает обреченных перед залпом. Несмотря на схожесть картин, работа Мане все же не отличается такой драматичностью, психологичностью и движением – она более статичная и спокойная, но от этого не менее выразительная и талантливая.