“Распятие” – одна из выдающихся ранних работ Рафаэля, привлекшая к талантливому юноше внимание богатых покровителей и заказчиков.
Характер изображения на картине “Распятие” далек от драматизма, скорее лирические и одухотворенный.
Распятого окружают грациозные ангелы, собирающие в чаши капли драгоценной Крови Спасителя. Они касаются кончиками пальцев легких облачков, легко паря над землей. Длинные ленты их поясов закручиваются, завитки заполняют пространство между крестом и фигурами ангелов, подчеркивая их сопричастность к распятию.
Все лица на картине дышат покоем и умиротворением. Коленопреклоненные фигуры старца и Марии Магдалины у подножия креста значительно крупнее ангелов. Их лица обращены к страдающему Христу с надеждой и ожиданием. Они образуют единую композиционную группу с фигурой Христа, это подчеркнуто близким цветовым решенем, а также сходными размерами изображенных фигур.
Этим приемом художник стремится подчеркнуть человеческую природу Спасителя.
Две женщины по сторонам от креста – с печальными и отрешенными лицами. Слева, скорее всего, в темном одеянии изображена скорбящая Мария.
Линия горизонта, пейзаж на заднем плане, разделяют картину на две части – земную и небесную. Над крестом симметрично расположены, на фоне облаков, солнце и луна, с человеческими ликами, вглядывающиеся в зрителя.
Вазари пишет, что если бы “Распятие” не было подписано Рафаэлем, его вполне можно было приписать кисти Перуджино. Фон картины словно представляет собой подход к Флоренции со стороны Умбрии – важное свидетельство того, что Рафаэль в молодости побывал в столице Тосканы.
В картинах Рафаэля той эпохи легко проследить целые группы, заимствованные у старшего мастера. В раннем “Распятии” Рафаэля могое повторяет картину с тем же сюжетом у Перуджино в церкви Св. Августина в Cиeнe.