В 1930 году Пикассо написал неожиданную для его творчества картину на евангельскую тему – “Распятие”, которое считается этапным шагом на пути от первого образца сюрреализма – полотна “Три танцора” к знаменитой “Гернике” . Произведение сюжетно: в чудовищно деформированных фигурах узнаваемы все участники неоднократно воспроизводимой художниками всех времен и народов евангельской истории.
Один из уникальных моментов композиции – использование различного масштаба для фигур. Значимость персонажей для происходящих событий Пикассо подчеркивает размерами: распятый Иисус Христос и едва угадываемые в резких контурах и цветовых плоскостях Богоматерь и Мария Магдалина крупные, чуть меньше – сброшенные с крестов тела разбойников и солдаты, разыгрывающие в карты плащ казненного.
Самые миниатюрные фигурки – это человек, приколачивающий руку Христа к перекладине и всадник, тыкающий копьем в пригвожденное тело. Драматически изломанные персонажи “Распятия” предвосхищают аффектированных героев “Герники”. Сюрреалистическая интерпретация сюжета может трактоваться как богохульство, хотя обращение атеиста Пикассо к религиозной тематике – отражение его размышлений о происходящем в мире.