Знаменитый немецкий живописец Матис Нитхардт родился в Вюрцбурге. Он был придворным живописцем, работал в Ашаффенбурге, Зелигенштадте, во Франкфурте-на-Майне, в Галле. Нитхардт является одним из наиболее ярких представителей немецкого Ренессанса, современником Альбрехта Дюрера, Тильмана Рименшнейдера и Ганса Гольбейна Младшего – величайших немецких живописцев эпохи Возрождения.
Такие произведения Нитхардта, как “Плачущий ангел”, “Поругание Христа”, и, конечно, “Распятие”, являются неотъемлемой частью наследия немецкого Возрождения.
Невероятно, но факт: целых триста лет этот живописец носил чужое имя. Настоящее имя художника – Матис Нитхардт, а Грюневальдом его ошибочно назвал один из биографов XVII в.
Несмотря на то что Грюневальд и Дюрер жили и работали в одно время, их живописная манера и приемы разительно отличаются. Лишь специалисты способны определить, что их такие разные на первый взгляд полотна написаны в одно время и представителями одной национальной культуры. В отличие от интеллектуальности, сдержанности в выражении чувств, свойственных Дюреру, Грюневальд стихийно эмоционален.
Если язык Дюрера является по преимуществу языком линий, то Грюневальд “говорит” языком цвета.
Можно выявить отдаленное сходство метода немецкого художника с манерой венецианцев, однако строем образов он на них абсолютно не похож. Грюневальд жесток. Мертвец на картине “Распятие” – центральной части Изенгеймского алтаря – страшен своей реалистичностью. Фигуры по обе стороны креста, расположенные в одной пространственной плоскости с распятым, кажутся меньшими, чем должны быть.
Эта несогласованность масштабов делает картину похожей на эпизод кошмарного сна: тело распятого словно движется из глубины на замершего от ужаса зрителя.
Впечатление кошмара усиливается такими элементами, как скрюченные, торчащие кверху пальцы рук распятого, позы Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Одетый в багряницу Иоанн Креститель держит в левой руке книгу, а пальцем правой указывает на тело Христа. Креститель смотрит в никуда; латинская фраза, начертанная Грюневальдом между десницей и лицом Иоанна, гласящая: “Illum oportet crescere, mе autem minui” , содержит основной смысл его учения.
Агнец у ног Иоанна Крестителя чудесным образом удерживает правым копытом маленький крест.
Рядом с ним находится чаша — Святой Грааль. Агнец символизирует дух Христа, кротко взирающий на бренные останки своей земной обители. В левой части полотна, как будто поделенного Крестом надвое, Мария Магдалина, пав на колени, простирает ко Христу молитвенно соединенные руки.
Позади нее Богородица с мертвенно-бледным от неизбывного горя лицом падает без чувств на руки Иоанна Евангелиста, лицо которого отражает и боль утраты любимого Учителя, и сострадание горю Матери.