Картина “Ранний вечер” написана Гогеном в период переезда художника на острова Океании. Она, как многие полотна того периода, отражает бытовой уклад таитянской деревни. В своем произведении Гоген уделил внимание краскам раннего вечера Полинезии.
Это самое благодатное время суток, когда цвета престают высветляться под лучами солнца и приобретают насыщенный оттенок.
Изображение, как пестрый платок, устлан “латками” желтой травы и рыжего песка. В центре картины расположились жители деревни. Умиротворение нарушают снующие туда-сюда прохожие.
Они облачены в длинные балахоны и смешные соломенные шляпки, напоминают Безликих героев японской мифологии, – не отбрасывают тени и молчат.
Поль Гоген передал в работе самобытность старого поселения через бамбуковую архитектуру домиков и обустройство деревни. Здесь дома расположены достаточно далеко друг от друга. Очень много пространства и нет приусадебного хозяйства, к которому привыкли мы.
Растительность скудная и сконцентрирована в центре картины скученными деревьями.
Художник добавил на первый план экзотических нот в виде странных сухих кустов. Для оживления тишины вечера в картину вкраплены кое-где животные. А палитра акцентирована на теплых красках. Для усиления контраста жаркой травы и песка Гоген применил синеву в костюмах островитян.
Для равновесия холодных пятен живописец оставил место краю синего неба в левом углу. Полотно, а вернее его повествование, кажется целостным и достаточно красноречивым.
Бытовая картина с примесью узнаваемой гогеновской аппликации пятен просто резко на зрителя своей яркостью и глубиной. Автор, как и всегда, не побоялся обилия чистых красок. Письмо его размашистое, смелое, не текучее, с перерывами на явную штриховку кистью.
В изображении отдельных мелких деталей Гоген применил свой традиционный прием контурности абриса, это ему простительно, хотя наделяет живопись эффектом детской разукрашки с готовым рисунком.