Портрет Рафаэля Санти и Форнарины, возлюбленной именитого художника – кусочек биографии Санти, помешанного на чувствах к той самой Форнарине, что впоследствии разбила ему сердце, написан рукой французского живописца и графика Жана Огюста Доминика Энгра в 1814 году. Рождение работы совпало с трагическими потерями близких людей художника – первенца и отца. Однако, полотна того периода не коим образом не отличались от остальных, будто автор не испытывал вовсе горя. Напротив, они излучали тепло и негу, как и представленное здесь творение “Рафаэль и Форнарина”.
Работа писалась тогда, когда к Жану пришла известность и востребованность, когда он слыл модным портретистом и уже выработал собственный стиль написания холстов.
Необычной кажется тема этой работы – изображение художником предшественника-живописца, не менее талантливого и несчастного. Любовь к Форнарине, простой девушке, дочери пекаря, Музе творца, сквозь годы стала безответной, но имела место быть темой многих полотен самого Рафаэля. Однако Энгр предпочел разочарованию в отношениях Музы и художника запечатлеть сладостные минуты еще взаимных и трепетных отношений. Это мастерская Рафаэля, наполненная светом и теплом дневного времени.
Мольберт еще держит на подставке холст с наброском портрета Маргариты, и взор Санти обращен к его плоскости.
Девушка мила, роскошно одета и свежа. Ее кожа говорит об отменном здоровье и чистоплотности. Рафаэль молод и влюблен. Его объятия, как ветви оплетают стан Маргариты, а та, напротив, с неким позерством ухмыляется в след зрителю. Он и она слишком разные, слишком противоположные и по статусу, и по отношению друг к другу.
И Энгр по возможности максимально тесно сплел воедино пару, отдавая предпочтение теплу, нежели холоду разочарования. Рафаэль, быть может, уже знал о тайных встречах Фарнарины с ее покровителем-банкиром Киджи и учениками самого Санти. Но еще все хорошо и гладко.
Техника письма Жана Огюста безупречна. Она отдает желеобразным блеском и ровной поверхностью без пляски мелких штрихов. Как и всегда, художник укрупнил детали, отдавая предпочтение их “целому”, нежели разрозненности на мелкие отрывки. Здесь нет лишних персонажей и акцентов. Это понятно, это читаемо и открыто, как на ладони.
Темные пятна одежды выгодно контрастируют с интерьером, зрительно выбрасывая главное на первый план.
Хотя и дальний план, и первый мало отличаются по цвету, в работе отлично отображено мастерство работы с оттенком и полутонами, температурой краски. “Рафаэль и Форнарина” – полотно раннего периода творчества Энгра, оно еще таит отголоски письма назарейцев и кватроченто, но уже имеет собственное “лицо” автора, поклонника классицизма и академизма в живописи.