Несомненно, что искусству Саврасова, самому его отношению к природе присуща своеобразная религиозность. И проявлялась она отнюдь не только в картинах с изображением возносящих к небу шатры и главы монастырей, церквей и колоколен. В самих композиционно-образных принципах саврасовских работ ощущается особая интенсивность его чувства универсальных сил бытия, связи лучшего на земле и в душе человека с небом и льющимся с него светом. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине “Радуга” .
Запечатлев стоящую на пригорке деревушку, к которой от реки поднимается тропинка с выложенной по склону лесенкой, художник вложил в изображение влажного бархата зеленой травы, пробивающегося сквозь тучи солнечного света и нежной, как бы тающей радуги столько любви и поэзии, что обычный деревенский мотив воспринимается как образ некоей “лествицы”, приглашающей к духовному восхождению, приобщению к светлым силам “божьего мира”. Близка “Радуге” по образному смыслу и картина “У ворот монастыря” .
Саврасов не раз изображал это прекрасное явление природы, в котором издревле виделся глубокий смысл, по Библии – “знак завета Бога с человеком”. Запечатлев стоящую на пригорке деревушку, к которой от реки поднимается тропинка с выложенной по склону лесенкой, художник вложил в изображение влажного бархата зеленой травы, пробивающегося сквозь тучи солнечного света и нежной, как бы тающей радуги столько любви и поэзии, что обычный деревенский мотив воспринимается как образ некоей “лествицы”, приглашающей к духовному восхождению, приобщению к светлым силам “божьего творения”. Близки Радуге по образному смыслу и картины У ворот монастыря и Пейзаж с радугой.
Интересно сопоставить саврасовскую Радугу с одноименной картиной, написанной в 1900-1905 годах другим замечательным русским пейзажистом – “светописцем” Архипом Куинджи, также видевшим в этом явлении глубокий смысл, но запечатлевшим его скорее как некую монументальную “арку” в величественном храме природы.